Главная / Документы / Общие / СТО-ПП 21 Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции

ПОЛОЖЕНИЕ о мерах по предупреждению и противодействию коррупции СРО Ассоциации «Объединение проектировщиков Черноземья»

  1. Общие положения.

      1. Положение противодействия коррупции Саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение проектировщиков Черноземья» (далее - ассоциация) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности.
      2. В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
        • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
        • сотрудничество саморегулируемой организации с правоохранительными органами;
        • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы Ассоциации;
        • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
        • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
      3. Положение о противодействии коррупции саморегулируемой организации направлено на реализацию данных мер.

    2. Нормативные ссылки

    2.1    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ)

    3. Принятые определения

    Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
    Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.
    № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
    а)        по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
    б)        по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
    в)        по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
    Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
    Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
    Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
    Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
    Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
    Личная заинтересованность работника (представителя организации) -заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

    4. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации

    Системы мер противодействия коррупции в Ассоциации основываются на следующих ключевых принципах:
    1.   Принцип соответствия положения действующему законодательству и общепринятым нормам.
    Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
    2.   Принцип личного примера руководства.
    Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
    3.   Принцип вовлеченности работников.
    Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
    4.   Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
    Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
    5.   Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
    Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
    6.   Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
    Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной положения противодействия коррупции.
    7.   Принцип открытости.
    Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения деятельности.
    8.   Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
    Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

    5. Область применения положения и круг лиц, попадающих под ее действие

    • Основным кругом лиц, попадающих под действие положения, являются должностные лица и работники Ассоциации вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Положение распространяется и на лица, выполняющие для Ассоциации работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.

    6. Определение должностных лиц, ответственных за реализацию положения противодействия коррупции

      1. В Ассоциации ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является Директор Ассоциации.
      2. Задачи, функции и полномочия единоличного исполнительного органа Ассоциации в сфере противодействия коррупции определены положением о директоре.
      3. Эти обязанности включают в частности:
    • разработку локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной положения, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
    • прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами предприятия или иными лицами;
    • организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
    • оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
    • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
    • проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов постоянно действующему коллегиальному органу управления саморегулируемой организации.

    7. Определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

    1. Обязанности работников Ассоциации в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех сотрудников Ассоциации.
    2. Общими обязанностями работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются следующие:
    3. - воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Ассоциации;
      - воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Ассоциации;
      - незамедлительно информировать директора Ассоциации, руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
      - незамедлительно информировать непосредственного начальника, руководство Ассоциации о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Ассоциации или иными лицами;
      - сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
    4. В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения.
    5. Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приёме его на работу в Ассоциацию, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные настоящим внутренним документом саморегулируемой организации.
    6. Общие и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником Ассоциации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

    8. Установление перечня реализуемых предприятием антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)

Направление

Мероприятие

1. Нормативное обеспечение

Разработка и принятие кодекса этики Ассоциации

2. закрепление стандартов поведения и декларация намерений

Разработка и внедрение положения о конфликте интересов.

3. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи» и пр.)

Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи» и пр.)

Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов

Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций

4. Информирование работников

Ознакомление работников с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации

5. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной положения организации

Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур

Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета

Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском:
обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам

9. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения по предупреждению и противодействию коррупции

Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:
9.1.1 при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
• избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
• раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
• содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
9.1.2 В Ассоциации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:
• раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
• раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
• разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.
9.1.3 Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.
9.1.4 Ассоциация берёт на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
9.1.5 Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы Ассоциация может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования.
9.1.6 Организация также может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:
• ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
• добровольный отказ работника или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
• пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
• временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
• перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
• передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
• отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;
• увольнение работника из организации по инициативе работника;
• увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
9.1.7 Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности Ассоциации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.
9.1.8 При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее «мягкую» меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам саморегулируемой организации.
9.1.9 Ответственными за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов являются непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, директор. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально.
9.1.10 В Ассоциации должно проводиться обучение работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий.
9.1.11 Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке.
9.1.12 Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций. Система внутреннего контроля организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля должна учитывать требования положения противодействия коррупции, реализуемой организацией, в том числе:
• проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
• контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
• проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
• Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

10. Порядок пересмотра и внесения изменений в положении противодействия коррупции

10.1. Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ. Конкретизация отдельных аспектов положения противодействия коррупции может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту.



Директор

В.И. Переходченко


07.12.2016